Методика обучения английскому языку

Британско-американский лингвистический центр

В процессе обучения английскому языку на курсах используются классические и игровые методики, организуются диалоги между учащимися на заданные преподавателем темы.

В образовательную программу включено изучение всех аспектов английского языка, таких как чтение, письмо и грамматика, но основной упор мы делаем на постановку разговорной речи.

Обучение в группах и индивидуальное обучение существенно отличаются. Мы адаптируем методику обучения языку так, чтобы максимально использовать преимущества группового и индивидуального обучения и нивелировать их недостатки.

Существует несколько неоспоримых преимуществ группового метода обучения:

- лишь в группе у преподавателя имеется отличная возможность воспользоваться всеми существующими техниками и упражнениями, а также комбинировать их между собой. Благодаря этому процесс обучения английскому языку становится крайне занимательным и интересным, что помогает учащимся более оперативно добиваться положительных результатов. Участвуя в общих обсуждениях, каждый из них может свободно высказывать свою точку зрения. Выполнение устных упражнений при данном методе обучения, как правило, не доставляет дискомфорта даже тем учащимся, которые ощущают неловкость, выступая перед большой аудиторией, и страшатся подвергнуться критике. Применение в группе разнообразных подходов, методов и игр довольно хорошо способствует становлению и последующему укреплению устной речи, ведь нередко учащиеся испытывают затруднения при необходимости разговаривать на иностранном языке. Лучше всего ими усваивается информация, выраженная именно при помощи общей дискуссии или же парных диалогов. Обращая внимание на ответы остальных участников группы, каждый из них учится на ошибках другого, а также пополняет свой лексикон. Кроме того, при обсуждении того или иного вопроса в группе учащиеся испытывают желание взаимодействовать друг с другом. На сегодняшний день британский коммуникативный метод ориентирован именно на групповое обучение, так как индивидуальное исключает возможность использования многих приемов, основанных на применении диалогов и игр.

- проще преодолеть языковой барьер. В случае индивидуального, а не группового, обучения единственным, с кем Вы его проходите, является преподаватель, который уже задолго до этого момента справился со своим языковым барьером и превосходно ведет беседу на английском языке. Вам же приходится начинать разговаривать, совершая при этом многочисленные ошибки и демонстрируя не очень хорошее произношение. И делать все это Вам необходимо одному. При групповом обучении Вы можете наблюдать, как говорят другие учащиеся, что способствует развитию и Ваших речевых навыков. Язык представляет собой инструмент для коммуникации с миром, и по этой причине привыкать к общению предпочтительнее при участии других людей. Групповые занятия отличаются насыщенностью и многообразием, а также дают возможность при помощи игр воспроизводить различные ситуации. Коммуникация исключительно с преподавателем может повлечь за собой возникновение трудностей при разговоре с кем-либо другим. А групповые занятия, в свою очередь, включают в себя большое количество практики и шанс повысить свой навык ведения дискуссии, тем самым избавившись от страха общения с иностранцами и овладев умением быстро находить ответы на задаваемые вопросы.

- группа оказывает содействие в процессе обучения. В случае коллективной работы над общей задачей все участники группы оказывают друг другу взаимную эмоциональную поддержку, что позволяет достигать наиболее эффективных результатов. Чувство единения с остальными учащимися способствует тому, что каждый осмеливается пробовать что-то новое, рисковать и, как следствие, перестает испытывать волнение, становясь более уверенным. Научно доказано, что средством формирования самостоятельного мышления и развития умственной работоспособности является именно совместная работа и взаимопомощь участников группы, а не индивидуальные занятия с преподавателем, пусть даже и самым лучшим.

- чувство соперничества. При групповом обучении множество различных мнений, взглядов и позиций сталкиваются между собой, расширяя сознание учащихся, стимулируя к переменам и развивая их способность к самоанализу. Все это крайне повышает эффективность обучения.

- группа обладает всеми возможностями для формирования более динамичных и незаурядных структур обучения. Группа располагает всеми возможностями, которые имеются у членов ее состава, поэтому обладает большим количеством ответов на имеющиеся вопросы. Таким образом, каждый из участников привносит в общее дело свои, уникальные, идеи и приемы, что делает учебный процесс интересным и увлекательным.

- группа является динамичной. Группа, подобно живому существу, растет и развивается. Ей присущи подходящие для всех участников система стимулов, общая память и скорость обучения. Внутреннее единение между учащимися зачастую является более ощутимым импульсом, нежели указания преподавателя.

- установленное расписание. При индивидуальном обучении может возникнуть желание либо перенести, либо вообще отменить занятие, ведь в этом случае необходимо договориться только с преподавателем, что не представляет особых сложностей. А при обучении в группе существуют фиксированные программа и расписание, наличие которых мотивирует и упорядочивает, принося очень хорошие результаты.

Плюсы индивидуального подхода к обучению английскому языку

При использовании данного подхода мы подбираем индивидуальную методику для каждого учащегося, учитывая его особенности, а также то, каких целей необходимо достигнуть в процессе обучения и в какой срок.

Каждый человек уникален по своей природе, поэтому единая учебная программа априори не может быть эффективной для всех. Один и тот же материал можно преподнести различными способами для того, чтобы он успешно усваивался каждым из учащихся.

Мы приспосабливаемся к требованиям клиента даже тогда, когда они «неверные». К примеру, если учащийся не желает, чтобы ему задавали домашнее задание, то мы разрабатываем соответствующую учебную программу, но обращаем его внимание на то, что в этом случае обучение окажется более продолжительным.

Уже в момент, когда клиент подает заявку на обучение, ему задаются уточняющие вопросы, в зависимости от ответов на которые строятся предположения о том, какая методика станет для учащегося наиболее подходящей. Окончательный же выбор преподаватель делает на первом уроке.

Методику обучения для каждого учащегося мы индивидуально формируем на основе всемирно признанных современных подходов к обучению языкам.

В первую очередь мы предпочитаем “коммуникативный подход”. Иногда используем “ лингвосоциокультурный метод”. В некоторых ситуациях, таких как подготовка к тем или иным тестам и экзаменам мы используем фундаментальную классическую методику. В той ситуации когда преподаватель посчитает нужным повысить эффективность учебного процесса конкретного ученика, в каждую из методик добавляются различные способы других не менее известных принципов работы. Время от времени мы пользуемся элементами проектной методики, аудиолингвального метода и других подходов, которые выберет преподаватель.

Коммуникативный подход

Первая по рейтингу использования в мире методика обучения иностранным языкам - это коммуникативный подход, который, как видно из его названия, нацелен на практику общения. Этот подход чаще всего используют в Европе, США и странах азии и он является базовой методикой Британско-американского лингвистического центра.

Коммуникативная методика, как понятно из названия, концентрирует своё внимание именно на общении. Умения писать, читать, говорить и воспринимать речи на слух- это четыре базовых основы на которых держится любая программа, связанная с языком, но в этом подходе отдается предпочтение именно двум последним. Коммуникативный метод с полной отдачей снимает страх общения на не родном тебе языке.

Американских подходов обучения английскому языку немного, и лидерами в сфере разработки методик обучения английскому языку являются британские издательства Оксфордского и Кембриджского университетов. Оба издательства имеют прекрасную репутацию, поэтому в том, что на российский рынок экспортируют продукция самого высокого качества, можно быть уверенным.

Оксфордский и кембриджский подходы к языку связывают то, что в фундамент большого количества курсов заложена методика общения, объединённая с некоторыми классическими элементами обучения. Она предусматривает максимальное увлечение учащегося языковым процессом, что получается благодаря уменьшению времени общения на родном языке. Задача методики - натаскать студента на общение на неродном языке без напряжения и научить думать на нем. Не менее важно и то, что бессмысленных заданий тоже нет. Задействованы очень интересные задания такие как: практика с человеком, поиск ошибок, соотнесения и сравнения, заставляющие работать не только память, но и логику.

Иногда в учебных пособиях показывают фрагменты из англо-английского словаря. Как раз из англо-английского, а не англо-русского, французского, итальянского и т.д. Все эти средства образует англоязычную среду, в которой каждый студент обязан вести диалоги, читать, принимать участие в играх, делать выводы, доносить свои мысли.

Оксфордские и кембриджские программы направлены на улучшение не только коммуникативных качеств, но и развитие индивидуальности и творческих навыков у студентов. Язык бок о бок связан с культурными атрибутами страны, поэтому курсы содержат в своей программе страноведческий аспект. Учебное занятие содержит в себе несколько пунктов.

Пункт первый как правило предусматривает рост коммуникативных качеств и разбор разнообразных грамматических ситуаций, выполнение теста по практическому применению языка, рассмотрение ранее составленных тем, практику создания диалогов на основе заготовленных подсказок, прослушиванию аудио, а также укреплению информации, изученной на прошлых уроках.

Пункт два создан для развития языковых навыков: увеличение словарного запаса с помощью устных и письменных упражнений. Потом ждет работа с текстом и чтением на любой вкус. Все это дает учащемуся лучше понимать информацию и мотивирует к дальнейшему чтению.

В конце урока всегда присутствует аудио-фрагмент, у которого тоже есть различные задания, способствующий легче усвоить новую информацию. Есть небольшая особенность этого курса, изучение грамматики двумя уровнями: в начале в рамках занятия, а потом в рабочей книге учащегося она также интегрирована в конец учебного пособия.

Британские методики имеют при себе небольшое количество разнообразных особенностей. Большая часть из них сделана на основе совокупности нынешних и установившихся методов. Разделение по возрасту и всевозможные методики преподносят удобный случай развиваться любой личности, влияют на ее взгляды на жизнь, умение мыслить, структуру ценностей. Британские методики направлены на рост четырех основных языковых навыков: чтения, коммуникация, восприятие на слух, письма. При этом практикуется использование интерактивных видео-, аудио- ресурсов.

В силу чрезмерно большого количества методических приемов и языковых технологий, британские курсы дают возможность открыть свой потенциал, дают жизненный опыт и учат таким практическим навыкам, как составление доклада, умение правильно писать, проводить лекции и т.д. Методики имеют хорошее структурирование материала. Следовательно, можно сказать, что британские методики – отличный способ для всех, кто хочет изучить “реальный английский” или преследует узконаправленную цель в изучении языка.

Лингвосоциокультурный метод

Второй по частоте использования в нашем центре - лингвосоциокультурный, допускающий обращение к такому элементу, как развитая общественная среда. Основатели этой методики уверяют, что язык теряет свою жизнеспособность, когда преподаватели и их учащиеся ставят целью изучить лишь "безжизненные" лексико-грамматические формы. Личность - это результат цивилизации. Язык - тоже.

Лингвосоциокультурный метод утверждает, что большинство ошибок происходят под воздействием родного языка, а меньшая часть содержится внутри языка, который изучают. В прошлом преподаватели следили за правильным произношением, а теперь пытаются увеличить информативность речи. Но главное, что важен не объем информации, а умение корректно донести её до собеседника.

Лингвосоциокультурный метод содержит два способа коммуникации - языковое и межкультурное. В наше время язык - "не только слова, которые мы берем из головы, но и способ человека выражать свои мысли и самого себя". Он предназначен для общения и в его силах показать весь комплекс знаний и мнений человека о мире.

Лингвосоциокультурный метод связывает такие лингвистические принципы, как лексика, грамматика и т.д. Мы узнаем этот мир благодаря нашему мышлению в определенном культурной среде и используем язык для передачи своих эмоций, впечатлений, восприятия, мнений.

Изучив эту методику, ученик с легкостью понимает собеседника, формирует оценку на интуитивном уровне. Следовательно, следует смотреть на язык, как на себя в зеркало, в котором воссоздаются характер, климатические условия жизни, обычаи, уклад жизни, заурядное поведение, история народа, творческий процесс, субъект.

Программа элементарного уровня (Elementary)

Программа первого среднего уровня (Pre-Intermediate )

Программа второго среднего уровня (Intermediate )

Программа уровня выше (Upper-Intermediate ).